2020 год.
Очередная моделька. На этот раз российский «крылатый огурец» — Буран. От АркМоделс.
Сама по себе модель сделана достаточно аккуратно, пластик хороший, соединения достаточно точные. Не Академия, конечно, но и далеко не Звезда. Я бы даже сказал, что сильно ближе к академическому качеству. Единственное, к чему можно придраться — это к креплению крышек люков шасси и приборного блока, но и то именно что придраться: недостаточная защита от неаккуратного сборщика, который смотрит в схему, а видит известное плодовое дерево. Если не посмотреть, что крышки на корпусе сидят не вплотную, а с зазором в полмиллиметра, то монтажные поверхности тебе вполне дадут усадить их вплотную на корпус, не возникнет ощущения, что наверное что-то тут не то, раз не лезет 🙂
Изюминкой этой штуковины была т.н. «супердекаль» — то есть декаль, которая покрывает по частям практически всю поверхность модели. У Бурана, как и у шаттлов, термозащита сделана специальными жаростойкими плитками, и вблизи он выглядит как будто в клеточку. Так вот эта сеточка-клеточка, а заодно и базовый цвет (местами черный, местами белый) делается декалью. Что вызвало вполне предсказуемые заморочки с их нанесением моими кривыми лапками.
Во-первых, декаль рассчитана на голую поверхность корпуса. Пара слоев грунтовки (а я сперва ошибся с покраской и передувал весь верх, так что у меня слоев вышло побольше) — и поверхность становится «длиннее», а декаль та же.
Во-вторых, подгонять стыки сеточки с шагом чуть больше миллиметра на криволинейной поверхности легко прилипающей декалью — удовольствие слегка мазохистское. Да хранят все хемули Древнего Египта компанию Microscale и ее жидкости для обтягивания декалей — не знаю, как бы я это сделал без MicroSol/MicroSet. И с ними-то получилось сильно не везде.
В-третьих, накатка плоской декали на криволинейную основу… в общем, меня поймут те, кто хоть раз оклеивал глобус картой. Хорошо, что MicroSol умеет размягчать декаль по месту — но перед этим ее еще надо положить так, чтобы размягчалась она куда надо, а не куда ей проще. Поверхностное натяжение, бессердечное ты … явление природы 🙂
В четвертых, для меня оказалось неожиданностью, что к некоторым деталям для облепления декалями можно подобраться только в разобранном виде. Поэтому двигательный блок у меня сеточкой обтянут только частично, по внешнему периметру. Я как-то слабо себе представляю процесс сборки одекаленной конструкции: клеить-то окрашенные детали нельзя, стык всегда приходится прокрашивать уже после застывания клея. Что-то мелкое можно прокрасить тонкой кисточкой, но ровные поверхности надо задувать, задуваемое нужно маскировать по периметру лентой или массой, а ни ленту, ни массу на декаль не прилепишь. Ну если, конечно, декаль не жалко — но если не жалко, то нафига ее вообще накатывать, если сразу же обрывки смывать придется? Я уж молчу, что ровную белую поверхность ничем, кроме аэрографа, сделать вообще нереально. Теоретически можно, конечно, одекаленное частично покрывать прозрачным, после высыхания и приклейки осаживать микросолом вспучившуюся декаль на склейке, опять покрывать прозрачкой, а потом уже маскировать и задувать — но эта идея мне пришла слишком поздно. В следующий раз что-то подобное подвернется — проверю.